Canvas, основы работы с помощью JavaScript

javascript_13_2_14_miniДобрый день, уважаемые читатели.

Сегодня я бы хотел с вами поделиться знаниями о таком интересном html5 элементе, как canvas. Этот новый элемент позволяет творить невероятные чудеса в окне браузера.

Итак, приступим!

 

Что такое canvas и зачем он нужен?

Canvаs (холст) — элемент HTML5 для создания растрового двухмерного изображения. Обычно используется совместно с javascript.

Ширину и высоту canvas можно изменять.

Используется в основном для отрисовки графиков и игровый элементов в браузерных играх, вставки видео, создания полноценного плеера.

Canvas так же используется в WebGL для аппаратного ускорения 3D графики. В результате можно создавать даже 3D игры, работающие в окне браузера.

 

Создание нашего canvas

<!doctype html>
<html>
    <head>
        <title>Canvas</title>
        <meta charset='utf-8' />
    </head>
    <body>
        <canvas id='test' height='320' width='480'>Текст показывается, если элемент не поддерживается</canvas>
        <script type="text/javascript">
            var canvas  = document.getElementById("test");
            var ctx     = canvas.getContext('2d');
            /* Рисует контур прямоугольника на всю ширину и высоту canvas */
            ctx.strokeRect(0, 0, canvas.width, canvas.height);
        </script>
    </body>
</html>

Создается canvas путем обычной вставки тега <canvas> в html-код. Далее через обычный javascript мы получаем элемент и содержимое canvas (строка 10, 11) и рисуем обведенный прямоугольник, который растягивается на всю ширину и высоту canvas.

 

Примитивы в canvas

В canvas можно рисовать такие геометрические элементы, как:

  1. Прямоугольники
  2. Линии
  3. Окружности, дуги
  4. Различные кривые, эллипс

 

Прямоугольники

Самая простая фигура для canvas — прямоугольник. Чтобы его нарисовать нам нужна всего одна строчка кода.

strokeRect(x, y, width, height); // пустой прямоугольник с обводкой

Есть еще 2 варианта для рисования прямоугольников:

fillRect(x, y, width, height)   // Закрашенный прямоугольник
clearRect(x, y, width, height)  // Очищам область на холсте  в виде прямоугольника заданного размера

Ниже приведен пример использования этих 2-х способов:

ctx.fillRect(0, 0, canvas.width, canvas.height);
ctx.clearRect(50, 50, 300, 200); // вырезаем прямоугольник

В результате мы нарисовали большой черный прямоугольник и вырезали область из точки (50, 50) размером 300 пикселей по ширине и 200 пикселей по высоте. Ниже представлено, как это будет выглядеть.

javascript_13_2_14_1

 

Более интересный пример:

ctx.strokeRect(5, 5, 138, 138);
ctx.fillRect(10, 10, 128, 128);
for (i = 0; i <= 1; i += 2) {
	for (j = 0; j <= 1; j += 2) {
		ctx.clearRect(10 + i * 64, 10 + j * 64, 64, 64);
		ctx.clearRect(10 + (i + 1) * 64, 10 + (j + 1) * 64, 64, 64);
	}
}

Ниже пример, как это выглядит:

javascript_13_2_14_2

 

Линии, окружности, дуги

Рисование фигур из линий происходит немного сложней. Здесь используется 4 метода:

/* дословно: начать путь. Используется, чтобы
начать рисовать фигуры */
beginPath()
/* дословно: закрыть путь. Используется, чтобы 
завершить рисование. Необязательный метод */
closePath()
/* метод обводит фигуру линиями */
stroke()
/* Заливает фигуру сплошным цветом */
fill()

Так же нам понадобятся следующие методы для рисования линий:

moveTo(x, y) // перемещает "курсор" в указанное место
lineTo(x, y) // ведёт линию из текущей позиции в новое
arc(x, y, radius, startAngle, endAngle, anticlockwise) /* рисование окружности. 
startAngle, endAngle - начальный и конечный угол.
anticlockwise - направление */

Ниже приведен пример использования данных методов:

ctx.beginPath(); // начинаем рисовать
ctx.arc(160, 160, 30, 0, 360, false); 
ctx.fill(); // заливаем окружность

ctx.moveTo(160, 0);
ctx.lineTo(200, 120);
ctx.lineTo(320, 160);
ctx.lineTo(200, 200);
ctx.lineTo(160, 320);
ctx.lineTo(120, 200);
ctx.lineTo(0, 160);
ctx.lineTo(120, 120);
ctx.lineTo(160, 0);
ctx.stroke(); // обводим фигуры
ctx.closePath(); // закончили рисовать

Вот такая замечательная звезда у нас получилась:

javascript_13_2_14_3

Кривая Безье

Нарисовать любую фигуру так же можно с помощью кривых Безье. Для этого используется 2 метода quadraticCurveTo, bezierCurveTo. Для кривых Безье должна быть задана начальная точка, от которой будет прорисовываться фигура.

Посмотрим код:

ctx.lineWidth = 4;  // ширина линии
ctx.beginPath(); 
ctx.moveTo(50, 150); 
ctx.bezierCurveTo(0, 40, 160, 80, 240, 40); // линия по 3-м точкам 
ctx.stroke();

javascript_13_2_14_4

Все, вроде, хорошо, но вот постоянно рисовать черным цветом не очень интересно. Разнообразим!

 

Цвет линий и заливки в canvas

Для задания цвета есть 2 свойства: fillStyle и strokeStyle. Задать цвет можно несколькими вариантами:

ctx.strokeStyle = "red";
ctx.strokeStyle = "#FF0000";
ctx.strokeStyle = "rgb(255,0,0)";
ctx.strokeStyle = "rgba(255,0,0,1)"

Попробуем что-нибудь раскрасить, используя разные способы задания цвета:

ctx.strokeStyle = 'red'; // меняем цвет рамки
ctx.strokeRect(15, 15, 100, 100);
ctx.fillStyle = 'yellow'; // меняем цвет прямоугольника
ctx.fillRect(20, 20, 90, 90);

ctx.strokeStyle = '#00FF00'; // меняем цвет рамки
ctx.strokeRect(125, 15, 100, 100);
ctx.fillStyle = '#5500FF'; // меняем цвет прямоугольника
ctx.fillRect(130, 20, 90, 90);

ctx.strokeStyle = 'rgb(0,0,255)'; // меняем цвет рамки
ctx.strokeRect(235, 15, 100, 100);
ctx.fillStyle = 'rgb(255,0,0)'; // меняем цвет прямоугольника
ctx.fillRect(240, 20, 90, 90);

javascript_13_2_14_5

 

На этом пока все.

Спасибо за внимание! Жду вас в следующей статье!

Подписываемся на рассылку 😉

 

Автор статьи: Alex. Категория: JavaScript
Дата публикации: 19.02.2014